Лимит удивления. Как это работает

Москва, 11.04.2017 / Время чтения – 7 мин

Чем хороши японские аниме сериалы с точки зрения сценариста? Они умеют удивлять. Что в них плохого? Они этим злоупотребляют.

В драматургии есть такое понятие, как high concept – мгновенно захватывающая концепция истории, суть которой можно передать одним-двумя предложениями. Противоположен low концепту, при котором форма становится важнее содержания. Аниме сериалы – это кладезь отличных high концептов, в западной анимации такое встречается куда реже. Вот несколько примеров.

Все эти истории давно стали в Стране Восходящего Солнца махровой классикой и уже покорили миллионы зрителей во всем остальном мире. И у них у всех есть одна общая черта: они невероятно интересны в начале и смертельно скучны в конце. Аниме сериал «Семь смертных грехов» Накаба Судзуки, сезон которого я посмотрел только что, не стал исключением. Первые 5-10 серий пролетают на одном дыхании, после чего начинаешь с нетерпеливым раздражением перематывать дальше, пропуская целые эпизоды. Почему так происходит?

Как мне кажется, причина – лимит удивления зрителя. Человек так устроен, он не может удивляться бесконечно. Поясню.

Вот у нас первая серия «Семи смертных грехов». Нас погружают в некий фэнтези мир, похожий на средневековую Британию, но без реализма в виде чумы, грязи, вонючих крестьян и прочих прелестей. Мир магии и прекрасных святых рыцарей, на которых стальные доспехи сидят так же, как красно-синее трико на Питере Паркере. Но об этом мы пока лишь догадываемся благодаря парочке тизеров.

Сама история начинается в простой деревенской таверне. Народ пьёт эль, мальчик бодро разносит деревянные кружки. Кто-то из посетителей удивляется: какой шустрый официант! Пацан поворачивает голову и спокойно говорит, что он ВЛАДЕЛЕЦ таверны. Раз. Спираль удивления начинает раскручиваться.

Два. У парня есть свинья, которая УМЕЕТ ГОВОРИТЬ. А ещё он носит за спиной СЛОМАННЫЙ МЕЧ (привет «Пиратам тёмной воды»).

Три. Тут же из сплетен посетителей узнаем о банде страшных преступников, которые называют себя «СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ». Командует ими ужасный Сир Мелиодас, который, поговаривают, вырезал под корень целые страны.

Четыре. Вдруг в таверну с ужасным хрипом «Семь смертных грехов!» врывается огромный РЫЦАРЬ в ржавых доспехах. Все в панике разбегаются.

Пять. В доспехах под видом грозного рыцаря скрывалась хрупкая ДЕВУШКА. Она одета, как стриптизёрша, и разыскивает ту самую банду головорезов. Она верит, что они хорошие и помогут спасти страну от тирании ордена Святых Рыцарей.

Шесть. Пацан дает ей передохнуть у себя в таверне, при этом невозмутимо ЛАПАЕТ её грудь. Возмущается этим фактом только свинья.

Семь. За девушкой приходят РЫЦАРИ. Начинается погоня, героев загнали на край обрыва. В итоге самый здоровенный рыцарь ОДНИМ УДАРОМ меча срубает утёс, на котором стоят пацан и девушка, и они летят в пропасть.

Восемь. Пацан с девушкой на руках ВЫПРЫГИВАЕТ из пропасти глубиной несколько десятков метров.

Девять. Здоровенный рыцарь узнает, что девушка – ПРИНЦЕССА, дочь короля этой страны.

Десять. Рыцарю приказано доставить принцессу домой невредимой, но при этом он не против её УБИТЬ.

Одиннадцать. Принцесса убегает через лес, рыцарь ОДНИМ УДАРОМ МЕЧА срубает в лесу ВСЕ ДЕРЕВЬЯ. Позже мы поймём, что это – самый СЛАБЫЙ рыцарь Ордена.

Двенадцать. Принцесса жива. Её снова СПАС пацан.

Тринадцать. Пацан – И ЕСТЬ ТОТ САМЫЙ СИР МЕЛИОДАС, самый сильный рыцарь этого мира.

Четырнадцать. Начинается схватка Мелиодаса и здоровенного рыцаря. Мелиодас выносит противника ОДНИМ УДАРОМ.

Пятнадцать. Мелиодас и Принцесса отправляются странствовать. Они едут на ГИГАНТСКОЙ ЗЕЛЁНОЙ СВИНЬЕ, на спине которой и покоится таверна.

Мозг взрывается. Серия длится двадцать пять минут. То есть каждые две минуты происходит серьезный сюжетный поворот, который заставляет смотреть дальше, раскрыв рот от удивления. От меньшего к большему. От удивления факту, как это маленький мальчик может быть владельцем целой таверны, к шоку, как он же может быть САМЫМ СИЛЬНЫМ человеком на земле?! И человеком ли?

Таким макаром на движке удивления авторам сериала удается ехать ещё серий 6-8. Примерно к этому времени они доходят до предела, когда каждый новый персонаж сериала априори по силе равен богу. То есть, неуязвим, суперсилён и быстр, невероятно хитёр и одним ударом способен уничтожить целый город. И всё. По сути на этом сериал заканчивается, при том, что в сезоне 20 серий. Оставшиеся 12 эпизодов превращаются в бесконечную схватку между меняющимися по составу отрядами рыцарей-демонов-богов, которые ультуют каждые 15 секунд, разнося в щепки расставленные авторами декорации. Время от времени это разбавляется юмором для японских школьников, когда кто-то кого-то в очередной раз полапал/спрятал в сиськах/украл нижнее белье и так далее, а также унылыми флешбэками, раскрывающими небогатый внутренний мир персонажей. К 8-й серии меня, как зрителя, это уже совершенно не задевает – мой лимит удивления давно исчерпан, меня ПЕРЕКОРМИЛИ. В какой-то момент, когда одному из персонажей, который вроде бы не обладает никаким бессмертием, неуязвимостью или регенерацией, ОТРУБИЛИ ГОЛОВУ, я сидел и зевал, ибо точно знал: через несколько минут он удивительным образом воскреснет. Так оно и случилось.

В общем, делаем нехитрый вывод: всё хорошо в меру. Удивлять зрителя нужно, в этом и есть суть профессии. Удивлять его слишком много и часто – вредно. В таком случае сценарист становится похож на врача, который вместо того, чтобы давать пациенту лекарство малыми порциями, высыпает ему в глотку всю пачку пилюль за раз. Так и убить можно. Убить интерес к твоей истории.

Подписывайтесь на паблик ВК «Уголок сторителлера» и на канал в Телеграме!

#блог #сторителлинг #удивление #семьсмертныхгрехов #аниме