Настольные игры для сценаристов

Обновлено 28 июля 2020, Москва

Как развиваться сценаристу? Можно читать книжки и много писать, можно копаться в себе или ходить на курсы, а можно… поисследовать мир настольных игр. Это действительно отдельная вселенная, в которой законы сторителлинга работают на свой лад, и погружение в нее может дать немало  пищи для писательского ума. Ниже я расскажу о некоторых настольных играх, которые изучил лично и считаю их полезными для всех, кто профессионально занимается историями. 

МАТЕРИАЛ БУДЕТ ДОПОЛНЯТЬСЯ

DUNGEONS&DRAGONS, PATHFINDER, ЗОВ КТУЛХУ и другие настольные ролевые игры 

Этот вид игр стал для меня настоящим откровением в 2019 году. До этого я никогда с ними не сталкивался, а когда, наконец, набрел на эту бездну, то ухнул в нее с головой. Суть настольных ролевых игр (НРИ) — в том, что игра происходит в воображении, пока игроки сидят за столом и разговаривают. Во главе стола сидит Мастер, который отвечает за взаимодействие игроков с миром игры, персонажами и т.д. У каждого игрока есть свой персонаж и бланк с заполненными характеристиками и способностями, которые помогают персонажу преодолевать препятствия, с которыми он сталкивается во время своих приключений. Ролёвки хороши тем, что для них не нужны никакие компоненты — только игральные кубики, бланк персонажа, ручка, знание правил и уединенное место со столом. Можно, конечно, использовать карту местности, миниатюры, музыку, алкоголь — это уже на усмотрение ведущего и игроков. За последний год я успел поиграть и поводить во множество разных видов ролевок. На данный момент существуют ролёвки практически во всех известных сеттингах. D&D, Pathfinder и «Ведьмака» советую любителям зубодробительного фэнтези. Для поклонников научной фантастики про далекие-далекие галактики есть Starfinder. Для любителей Лавкрафта — Зов Ктулху, а также D&D/Pathfinder с элементами мифов Ктулху от издательства Сэнди Питерсена. Много интересных ролевых игр издает Студия 101. В период пандемии я стал проводить ролевки через Zoom и Roll20, это тоже оказалось увлекательно и очень удобно. НРИ — не только классное развлечение и способ провести время с друзьями, но и невероятный инструмент для писателей, позволяющий оттачивать мастерство сторителлинга и генерить сюжеты для кино, сериалов, книг и других форматов историй, используя для этого фантазию и эмоции других людей. Настоятельно советую попробовать. Ну и если хотите поучаствовать в моих ролевках, пишите мне в личку в Телеграм: @JaroslawTurow

УЖАС АРКХЭМА. Это ЖКИ — живая карточная игра, то есть настолка, в которой ты отыгрываешь роль и проживаешь сюжет через взаимодействие с картами. Это карта твоего персонажа, карты врагов и локаций, карты поворотов сюжета, карты предметов и навыков, которые ты используешь. Игра основана на историях из вселенной Говарда Лавкрафта, а это значит, в ней тебя ждет пронизанная мистикой атмосфера начала XX века и городок Аркхэм, штат Массачусетс. Древние боги, темные культисты, мафия,  злобные ночные твари и горстка смельчаков-сыщиков, готовых бросить им вызов. 

Что интересного есть в игре? Мне особенно понравились две механики. Первая — это колоды сюжетов и замыслов. В игре есть колода с хорошими для игрока сюжетными поворотами (колода сюжетов) и колода с плохими (замыслы). Первую игрок продвигает собственными усилиями, а вторая продвигается сама собой (энтропия нарастает). Проще говоря, если в игре ты будешь слишком долго мешкать, принимать неправильные решения, или тебе будет мало везти, силы зла победят. 

Вторая интересная механика — это мешок хаоса. В игре есть специальные жетоны, которые кладутся в мешочек. И когда тебе нужно сделать какое-то действие, которое требует проверки твоей силы, ловкости, воли или интеллекта, нужно доставать из мешочка жетон и смотреть, насколько твоя проверка оказалась успешной. Это похоже на проверки навыков в D&D, где надо бросать кубики, но за счет жетонов и мешочка эта механика стала чуть более увлекательной, так как выпадают не только числа, но и разные символы. 

Что не понравилось? Игра местами плохо сбалансирована. К примеру, в финале основного набора героям приходится столкнуться с Древним, богом Умордхотом, который невероятно силен. Даже в самом легком режиме ты добираешься ты до него изрядно потрепанным и обескровленным, так что он убивает тебя с одного-двух ударов. Я специально считал и понял: чтобы его победить, должна выпасть какая-то совершенно невероятная комбинация карт, должно просто нечеловечески повезти, иначе ты просто проиграешь. На мой взгляд, это не совсем честно по отношению к игроку. Также в игре то и дело возникают ситуации, про которые в правилах нет ни слова, и приходится интерпретировать на свой лад, что портит ощущения от игры. Однако в целом игра очень достойная, и я рекомендую ее всем сторителлерам, особенно тем, кто знает и ценит творчество Говарда нашего Лавкрафта. Более подробный разбор можно почитать здесь

Кстати, Ужас Аркхема есть не только в карточном, но и в классическом настольном вариант, да еще и в нескольких редакциях. Игры неплохие, но куда больше мне понравился…

ДРЕВНИЙ УЖАС. Вот это настоящий шедевр настольного геймдизайна и самая атмосферная игра по Лавкрафту, в которую я играл. А их у меня на данный момент целых 9 штук. Многие элементы «Ужаса Аркхема» есть и «Древнем ужасе», но есть и несколько существенных отличий. Например, вместо блужданий по городу или отдельным локациям типа музея или театра, как это было в «УА», в «ДУ» мы путешествуем по всему миру, а если играть с дополнениями, то можно и вовсе отправиться в параллельные миры. Также можно со 100% уверенностью сказать, что эта игра с бесконечной реиграбельностью, так как для нее уже вышло множество дополнений, каждое из которых добавляет новые сюжеты, игровые механики, врагов, сыщиков и т.д. В игре присутствует аж 6 базовых колод контактов, про дополнительные я вообще молчу. Это значит, что каждая партия получается абсолютно уникальной и неповторимой, так что игроки каждый раз получают новый необычный опыт.  Ну, и самое интересное для писателей и сценаристов — эта игра построена так, что каждая партия натурально складывается в новую полноценную историю, что в настольных играх встречается не так уж часто. В каждой карточке контактов присутствует художественный текст, и если читать все попадающиеся карточки, будет выстраиваться невероятно увлекательный нарратив. Настоятельно рекомендую «Древний ужас» всем, не только любителям настолок, Лавкрафта и сторителлинга, а просто всем без исключения!