У кого учились величайшие сторителлеры?

27.11.2017, Москва / Время чтения 15 мин

Стэн Ли, Алан Мур, Фрэнк Миллер, Нил Гейман. На их историях выросли многие поколения. Им удалось создать миры и героев, которые ежедневно приносят миллионы долларов чистой прибыли. Их творения давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они – самые влиятельные авторы комиксов в мире. Но даже они когда-то были молодыми и неопытными мечтателями и глядели вдаль, стоя на плечах гигантов. У кого учились величайшие сторителлеры современности?

СТЭН ЛИ

Что написал? Человек-Паук, Люди Х, Доктор Стрендж, Фантастическая Четвёрка и многие другие персонажи вселенной Марвел – творения великого Стэна Ли (или Стенли Мартина Либера, если называть его настоящим именем). Он по праву считается самым влиятельным автором комиксов всех времён и народов. Невозможно представить современное постиндустриальное общество и поп-культуру без вселенной супергероев Марвел и всего, что с ней связано – фильмов, сериалов, мультиков, игр, мерча и, конечно, комиксов. Об одном только Человеке-Пауке уже вышло в свет более 6 тысяч томов. Кому Стэн обязан такой продуктивностью?

Кто повлиял? Сам Стэн в своих интервью говорит, что для него главным источником вдохновения всегда была классическая литература и кино. Ну и сама жизнь. Стенли много читал и в детстве говорил, что когда вырастет, напишет «Великий Американский Роман». Среди его любимых писателей были классики Уильям Шекспир, Чарльз Диккенс, Артур Конан Дойль, Герберт Уэллс, Марк Твэн, и современные мастера, например, король хоррора Стивен Кинг или знаменитый фантаст Харлан Эллисон. Каждый из них создал множество запоминающихся персонажей и сюжетов, так что Стэну было чему у них поучиться. Например, под влиянием языка Шекспира Стэн написал комиксы «Тор, Бог Грома» и «Доктор Стрендж, Мастер Мистических искусств». Знаменитое заклинание Стренджа «By the Hoary Hosts of Hoggoth, so let it be!» («Ветхим воинством Хоггота, да будет так!» – перевод условный) родилось именно под впечатлением от лексикона английского драматурга. Но особенно Стэна вдохновляло кино.  

– Моей любимым актёром всегда был Эррол Флинн, – рассказал Стэн Ли в одном из интервью. – Я всегда считал его величайшим, потому что он играл героические роли. Он был и шерифом, и Робин Гудом, и Капитаном Бладом. Когда мне было 10 лет, я выходил из кинотеатра и представлял, что у меня такая же улыбка, как у Флинна, и меч на боку. Я оглядывался по сторонам в поисках маленьких девочек, на которых могли бы напасть хулиганы, чтобы я мог броситься на помощь и защитить их.

Когда Стэн учился в начальной школе, его учителем был Леон Гинсбург, который также оказал на него большое влияние. Гинсбург не просто учил, но и часто развлекал учеников разными байками. Как только дети уставали и не могли сфокусироваться на занятиях, учитель останавливал урок и начинал рассказывать маленькие смешные истории о некоем Своте Миллигане, легендарном бейсболисте. Стэн так никогда и не узнал, был ли это вымышленный персонаж или реальная личность, но благодаря Гинсбургу он ещё за партой пообещал себе в будущем делать всё, чтобы его собственным читателям и слушателям всегда было интересно.

Накануне Второй мировой семнадцатилетний Стэн устроился ассистентом в редакцию Timely Comics, которая позже стала известна как Marvel. Там он познакомился с художниками Джеком Кирби и Стивом Дитко, вместе с которыми и создал большую часть своих героев. Вдохновение черпали отовсюду. Халк стал современной версией доктора Джекила и мистера Хайда из романа Р.Стивенсона, бог грома Тор пришёл из скандинавской мифологии, Доктор Дум был навеян каноническим образом Смерти в балахоне, вселенский злодей Галактус – образом карающего Бога из Ветхого Завета. В 60-е годы в США обострилась борьба за права чернокожего населения, которая нашла отклик в серии комиксов «Люди Х». Прообразы профессора Ксавьера и Магнето – известные правозащитники Мартин Лютер Кинг и Малкольм Икс, которые придерживались противоположных точек зрения на методы своей работы. Окружающий мир всегда был для авторов комиксов неисчерпаемым источником фактуры для персонажей, которым они продолжают пользоваться и сегодня.

АЛАН МУР

Что написал? Среди его работ «V – значит Вендетта», «Хранители», «Бэтмен: убийственная шутка», «Из Ада» и многие другие известные произведения. Влияние творчества Мура на современный мир трудно недооценить. Благодаря ему маска Гая Фокса стала мировым символом протеста и борьбы с тоталитаризмом, её часто надевают манифестанты и активисты движения хакеров «Анонимус». Признанные  одним из 100 лучших романов XX века «Хранители» с их мрачной стилистикой и размышлениями о кризисе среднего возраста у супергероев окончательно сделали комиксы развлечением для взрослых. Своим приходом в мир комиксов Алан Мур совершил бескровный переворот: сценаристы навсегда оттеснили иллюстраторов на задний план и доказали, что содержание историй в картинках важнее формы.

Кто повлиял? – Любой список будет длинным, скучным и бессодержательным, – сказал Мур как-то раз  журналистам. – Но если уж вам интересно, то я любил Кордвейнера Смита, Харлана Эллисона, Ангелу Картер, Стивена Кинга, Джона Гарднера, Фрэнка О’Брайана, Томаса Диша, Уильяма Фолкнера, Деймона Раньона, Трумена Капоте, Дороти Паркер, Питера Кэри, Брайана Эно, Ричарда Корбена, Филипа Хосе Фармера и так далее. Особое влияние, думаю, оказала музыка Брайана Эно. В одном только его скрупулёзном и механическом подходе к идее творчества я мог находить море вдохновения для своей работы.

Также Мур признался, что при создании «Хранителей» вдохновлялся работами прозаика Уильяма Берроуза, в частности, его манерой использовать в тексте повторяющиеся символы. В 1979 году у знаменитого писателя-битника вышел графический роман «Здесь Ах Пуч», созданный вместе с художником Малкольмом МакНиллом. Роман отличался агрессивной, странной и пугающей стилистикой и большим количеством отсылок как к современным реалиям, так и к мифологии индейцев Майя.

В качестве любимых комиксов в интервью Мур упоминал  «Love and Rockets» братьев Эрнандез, «American Flagg» Говарда Чейкина, истории о Хёрби Попнекере, работы Стива Дитко, Уилла Айснера («The Spirit») и Харви Курцмана («Superduperman»), Фрэнка Миллера, Гарта Энниса и Джека Кирби.  

У каждого из них Мур заимствовал идеи и стилистические решения. У известного автора комиксов Харви Курцмана Алан Мур, по его словам, перенял переходы между кадрами и переполненный важными деталями задний план.

– Я помню, как меня в 11 лет потряс «Супердупермен», и я сразу стал мечтать о том, чтобы сделать пародийную историю, такую же смешную, как у Курцмана, но о британском супергерое. Это была отличная игра для моего подросткового сознания.

В итоге мечта сбылась: при создании «Хранителей» Мур использовал приёмы «Супердупермена», развернув их на 180 градусов и превратив комедию в глубокую психологическую драму.

ФРЭНК МИЛЛЕР

Что написал? «Бэтмен: Возвращение темного рыцаря», «Город грехов», «Сорвиголова», «Ронин» – далеко не полный список работ ещё одного мастера, Фрэнка Миллера. Большинство из них были экранизированы и даже успели стать классикой кинематографа. Чего стоит одна трилогия Кристофера Нолана о Бэтмене. Миллер, как и Мур, выбором тем, стилистикой внес свой вклад в становление комиксов, как отдельного вида искусства, по силе не уступающего литературе.

Кто повлиял? – Мне было 6 лет, когда я сказал матери, что собираюсь рисовать комиксы всю оставшуюся жизнь, – рассказывал Фрэнк Миллер. – Я наслаждался чтением таких историй, как «Superboy» или «The Legion of Superheroes», школу заканчивал с книжками «Spiderman» и «The Hulk», вырос, читая детективные романы Дэшила Хэммета, Рэймонда Чандлера и Микки Спиллейна. У меня всегда воображение работало в эту сторону, так что трудно сказать, с чего всё началось… С рождения, наверное.

Миллер известен благодаря своему мрачному стилю с обилием тёмных тонов, в котором без труда угадывается влияние американских чёрно-белых фильмов в жанре нуар. Серия таких кинокартин под общим названием «Фильмы на Миллион Долларов» выходила с 1955 по 66-й год на нью-йоркском телеканале WOR TV 9. Первыми и наиболее известными стали «Волшебный город» с Джеймсом Стюартом в главной роли, «Тело и душа» с Джоном Гарфилдом и «Двойная жизнь» с Рональдом Колманом. Они навсегда отпечатались в сознании Миллера.

– Когда мне исполнилось 14 лет, я бросил комиксы и переключился на девушек и всё такое. Но как-то раз мне на глаза попалось издание «The Spirit» Уилла Айснера, и оно просто взорвало мне мозг. Я подумал: да этот парень, должно быть, самый актуальный автор комиксов в мире! Но это было издание 1940 года. Я погрузился в него и осознал, что Айснер просто опередил свое время. Я очень долго его изучал.

Первым настоящим учителем Миллера был известный автор и иллюстратор комиксов Нил Адамс, с которым Миллер в самом начале своей карьеры в 1978 году начал выпускать комиксы в серии «Twilight Zone». Спустя три года сотрудничества с Адамсом Миллер переключился на работу над «Сорвиголовой». В итоге серия быстро стала хитом, а Фрэнк Миллер – знаменитостью.

Другим важным источником вдохновения для Миллера стала японская манга, в частности, «Lone Wolf and Cub» Госеки Коджима и работы Козуре Оками. С ними он впервые познакомился в начале 80-х, после чего даже отправился совершенствовать свой стиль в Японию. Любовь Миллера к манге особенно заметна в его комиксе «Ронин».

Результатом скрещивания американского нуара и японской манги стал «Город грехов», перезапустивший жанр детективных комиксов.

– Когда я начал писать «Город грехов», я понял, что американские и британские комиксы слишком многословны и перегружены, а японские наоборот, слишком пусты, так что я постарался создать гибрид, – говорил Миллер. – Я использовал темп манги там, где хотел, чтобы читалось быстро, и применял западные техники, чтобы притормозить читателя и заставить его погрузиться глубже, а также играл с кинематографичностью истории.

Проводником Миллера в мире кино стал режиссёр Роберт Родригес, практически полностью снявший свой «Город грехов» по раскадровке Фрэнка. Миллер также высоко отзывался о «Хранителях» и «Убийственной шутке» Алана Мура.

НИЛ ГЕЙМАН

Что написал? Нил Гейман – самый яркий последователь Алана Мура, его произведения знает весь мир. Его «The Sandman» заслуженно признан одним из лучших комиксов всех времен и народов, а культовый роман «Американские боги», по которому недавно вышел неплохой сериал, вот уже 17 лет входит в число мировых бестселлеров.

Кто повлиял? Геймана относят к числу сказочников-фантастов, и это неудивительно. Среди его учителей – сплошные классики: Клайв Льюис, Джон Р.Р. Толкиен, Льюис Кэрол, Мэри Шелли, Эдгар По, Ле Гуин, Желязны, Брэдбери, Лавкрафт. Любимым автором Геймана в 19-20 лет был автор научно фантастических романов Р.А.Лафферти. Он даже написал ему с просьбой дать напутствие и получил в ответ большое вдохновляющее письмо.

На своем личном сайте Нил Гейман признался, что на него повлиял и сам М.А.Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита». Отчасти под его воздействием и написаны некоторые главы «The Sandman: Season of Mists».

– Мне и самому интересно, не связан ли кот Бегемот в романе с теми черными кошками, о которых я писал? Это замечательная книга, и я бы с удовольствием её перечитал, – ответил Гейман на письмо читателя.

Однажды в 1984 году на одной из железнодорожных станций Лондона Гейману на глаза попался выпуск комикса «Болотная тварь» Алана Мура, который он внимательно прочитал. Необычных подход Мура к комиксами оказал огромное влияние на Геймана, позже он признается:

– Это было последней соломинкой, которая сломила моё сопротивление. Я стал регулярно навещать лондонскую лавку «Запретная Планета» и покупать там комиксы.

Во многом «The Sandman» в своей стилистике повторяет первый том «Болотной твари». Успех Мура открыл двери в мир американских комиксов не только Гейману, но и многим другим британским авторам – Гранту Моррисону, Джейми Делано, Гарту Эннису, Уорену Эллису.

P.S. Многие упомянутые издания можно найти в магазине комиксов «Чук и Гик» или заказать на сайте. Читайте комиксы!