Удовольствие на столе. Обзор настольных игр для сценаристов

8 августа 2019, Москва / время чтения – 10 мин

Как развиваться сценаристу? Можно читать книжки и много писать, можно копаться в себе или ходить на курсы, а можно… поисследовать мир настольных игр. Это действительно отдельная вселенная, в которой законы сторителлинга работают на свой лад, и погружение в нее может дать немало  пищи для писательского ума. Ниже я расскажу о некоторых настольных играх, которые изучил лично и считаю их полезными для всех, кто профессионально занимается историями. 

МАТЕРИАЛ БУДЕТ ДОПОЛНЯТЬСЯ

Ужас Аркхэма. Это ЖКИ — живая карточная игра, то есть настолка, в которой ты отыгрываешь роль и проживаешь сюжет через взаимодействие с картами. Это карта твоего персонажа, карты врагов и локаций, карты поворотов сюжета, карты предметов и навыков, которые ты используешь. Игра основана на историях из вселенной Говарда Лавкрафта, а это значит, в ней тебя ждет пронизанная мистикой атмосфера начала XX века и городок Аркхэм, штат Массачусетс. Древние боги, темные культисты, мафия,  злобные ночные твари и горстка смельчаков-сыщиков, готовых бросить им вызов. 

Что интересного есть в игре? Мне особенно понравились две механики. Первая — это колоды сюжетов и замыслов. В игре есть колода с хорошими для игрока сюжетными поворотами (колода сюжетов) и колода с плохими (замыслы). Первую игрок продвигает собственными усилиями, а вторая продвигается сама собой (энтропия нарастает). Проще говоря, если в игре ты будешь слишком долго мешкать, принимать неправильные решения, или тебе будет мало везти, силы зла победят. 

Вторая интересная механика — это мешок хаоса. В игре есть специальные жетоны, которые кладутся в мешочек. И когда тебе нужно сделать какое-то действие, которое требует проверки твоей силы, ловкости, воли или интеллекта, нужно доставать из мешочка жетон и смотреть, насколько твоя проверка оказалась успешной. Это похоже на проверки навыков в D&D, где надо бросать кубики, но за счет жетонов и мешочка эта механика стала чуть более увлекательной, так как выпадают не только числа, но и разные символы. 

Что не понравилось? Игра местами плохо сбалансирована. К примеру, в финале основного набора героям приходится столкнуться с Древним, богом Умордхотом, который невероятно силен. Даже в самом легком режиме ты добираешься ты до него изрядно потрепанным и обескровленным, так что он убивает тебя с одного-двух ударов. Я специально считал и понял: чтобы его победить, должна выпасть какая-то совершенно невероятная комбинация карт, должно просто нечеловечески повезти, иначе ты просто проиграешь. На мой взгляд, это не совсем честно по отношению к игроку. Также в игре то и дело возникают ситуации, про которые в правилах нет ни слова, и приходится интерпретировать на свой лад, что портит ощущения от игры. Однако в целом игра очень достойная, и я рекомендую ее всем сторителлерам, особенно тем, кто знает и ценит творчество Говарда нашего Лавкрафта. Более подробный разбор можно почитать здесь