Как я продюсировал ток-шоу

17 июня 2018, Москва / время чтения 5 мин  

50 лет назад, в июне 1968 года, начал выходить «Международник» — студенческая газета университета МГИМО, где я учился с 2010 по 2014 год. У газеты были и взлёты и падения, проследить за которыми можно здесь. В честь юбилея нынешние студенты факультета Международной журналистики решили вспомнить, что происходило со студенческими СМИ в годы моей учебы, и задали мне несколько вопросов про политическое студенческое ток-шоу «Наше мнение», которое мы продюсировали с моими друзьями в 2011-2012 годах.

Всего удалось сделать 5 выпусков: 

https://www.youtube.com/watch?v=nWDQ-Dq1PDg — выпуск 1, тема «Проблемы российского образования» 

https://www.youtube.com/watch?v=xZZbZUGhg2E — выпуск 2, тема «Национаьная идея России» 

https://www.youtube.com/watch?v=_UQvK3dDKRw — выпуск 3, тема «Фальсификации истории ВОВ»

https://www.youtube.com/watch?v=HnzMH9zEp_U&t=3s — выпуск 4, тема «Гражданское общество в России»

https://www.youtube.com/watch?v=bwHtYGkqDPw — выпуск 5, тема «Национальная политика России» 

В юбилейный «Международник» вошло совсем немного из того, что я рассказал про наше шоу, поэтому выкладываю полную версию интервью тут: 

– Как появилась идея создать ток-шоу «Наше мнение»?
– В 2011 году весной Эндаумент МГИМО объявил конкурс студенческих проектов под гранты. Надо было подать заявку. Собрались четыре победителя программы «Умницы и умники» – Гриша Федоров (ныне известный блогер), Даня Лапач (дипломат в Казахстане), Дима Карапоткин (сейчас, вроде бы, дипломат в Сербии) и я. Сели, начали думать, какой проект запустить. Карапоткин предлагал сделать спортивный фестиваль или дебаты, я предложил сделать дебаты и выкладывать на YouTube в виде ток-шоу. Моя идея понравилась, мы ее чуть докрутили и решили делать первое студенческое политическое ток-шоу в МГИМО. Тогда YouTube только поднимался, из блогеров были только Макс +100500, This is хорошо и Мэдисон, а в МГИМО практически никто ничего не снимал, была только программа «Магистры с камерой» и всё. Тем не менее работала целая студия на 5-м этаже в башне, доверху набитая оборудованием. Мы решили попробовать, написали заявку, смету, концепцию и отдали в Эндаумент. Нас к тому времени по работе в Студсоюз и «Умникам» уже знал сам проректор по воспитательной работе И.А.Логинов, и нам дали шанс попробовать. Так мы оказались практически у истоков студенческого телевидения в МГИМО. 

– Расскажите о том, как проходила подготовка программы — какие темы выбирали, кто был гостями, долго ли придумывали сценарий и монтировали выпуск, с первого ли дубля все получалось, кто за что отвечал?
– Административное руководство проектом и связи с вузом взял на себя Гриша Фёдоров, я курировал производство, монтаж, смысловое наполнение. Даниил Лапач был финансовым директором, заведовал бюджетом, Дима Карапоткин так и остался соавтором идеи и довольно быстро откололся от команды и занялся производством первых в МГИМО брендированных толстовок. 

Наши первые шаги были топорными и по-детски неумелыми. Сперва мы долго штурмовали отдел, отвечавший за камеры и студию, нас оттуда дипломатично посылали. Тогда мы подключили административный ресурс в лице И.А.Логинова и прописали в смету гонорары операторам и режиссёру. Сопротивление сразу стало меньше. 

Начался второй этап – поиск локации. Изначально думали снимать в атриуме нового корпуса, который только открылся. Режиссёр студии долго вздыхал, что МГИМО вообще не приспособлен для съемки серьезного контента: нет того, нет сего, в атриуме акустика плохая и некуда пульт подрубить. Тогда мы предложили снимать в актовом зале – там целая куча розеток, профессиональный свет под потолком и вообще все удобства. Режиссер согласился, мы с ним нарисовали схему расстановки столов для гостей и позицию ведущего, проговорили, с какой точки будут снимать камеры, где рассаживать зрителей, где будет «аппаратная». Можно было снимать. 

Третий этап – продюсирование выпуска. Начали приглашать гостей. По идее у нас должен был быть какой-то приглашенный гость, кто-то из преподавателей МГИМО и кто-то из студентов. Самым именитым из приглашенных гостей был В.А.Никонов, ныне Председатель Комитета по образованию Госдумы. Решили брать самые «хайповые» темы (насколько это было возможно при полном отсутствии ориентации в медийном пространстве и знаний в продакшне). Первый выпуск сделали про проблемы образования, второй – про национальную идею, третий – про фальсификации российской истории. Во втором «сезоне» вышло два выпуска – про национальный вопрос и про гражданское общество в России. Ведущими были Гриша Федоров, я и Паша «Плохой» Краснов, который сейчас баттлит у Фиделио и делает поэтическую площадку «Чтецы». Режиссером монтажа был Антон Давыдов, гений After Effects, который мог нарисовать в этой программе всё, что угодно (сейчас – режиссер монтажа в РИА). Пригласив гостей, мы позаботились и о декорациях – наняли девочку-дизайнера Ефросинью Катушкину, которая нарисовала нам логотип. Пошли в типографию, напечатали логотип на двух кругляшах и на баннере 3х3 метра, которые ставили на сцене. Хранить всё это было негде, поэтому после съемок мы складывали реквизит в кладовку Студсоюза. Сперва измялся и потерялся баннер, потом кругляши. В итоге мы снимали просто с одними столами, а логотип просто ставили на монтаже в верхний угол экрана. 

В самом начале каждого шоу мы ставили ролик с «проблемным» текстом, который должен был задавать тон дискуссии. Для этого мы выкатывали для зрителей на сцену огромный плазменный телевизор, который пару раз не включился, и зрителям приходилось слушать просто наш закадровый голос. 
Во время продюсирования было очень много проколов – приглашенные гости не приходили, и пару раз мы были вынуждены затыкать дыры зрителями из зала. Например, на программу про фальсификации не явился преподававший тогда в МГИМО В.Р.Мединский, который буквально через полгода после закрытия шоу стал министром культуры. На шоу по национальному вопросу не явился наш с Гришей сосед по общаге и весьма разносторонний и колоритный мужчина по имени Шамиль, у которого «разыгралась старая рана». Из-за этого у нас получался страшный перекос по смыслам, не было никакой объективности, в первом случае «солировали» ветераны ВОВ, а во втором – зав.кафедрой по связям с общественностью В.Д.Соловей, известный своими довольно жёсткими взглядами в плане национальной политики. Так что, сами того не желая, мы занимались не просвещением, а пропагандой. 

– Каковы, на Ваш взгляд, причины успеха и популярности ток-шоу?
– Не могу сказать, что у шоу был успех. Наши выпуски набирали по 1-2 тыс.просмотров, так что флагманом студенческого телевидения мы не стали. Зато это был практически бесценный опыт, который очень помог в будущей работе в СМИ и при поступлении в НИУ ВШЭ на креативного продюсера (как я уже сказал, в команде «Нашего мнения» я был именно креативным продюсером). 

– Что в программе было необычным, уникальным?
– Я бы сказал, ничего – это было самое заурядное ток-шоу, и был миллиард способов сделать его более ярким, живым и интересным, но нехватка опыта, напора и осознанности не позволили нам подняться выше того уровня, которого мы тогда достигли. Впрочем, на общем уровне шоу всё равно было прорывом, никто из наших однокурсников даже близко ничего такого не делал. Наверное, самыми необычными и уникальными были мы – борзые, наивные и счастливые. 

– Какую роль студенческое телевидение играет в жизни университета?
– Огромную. Я уверен, что в каждом универе должно быть свое собственное студенческое телевидение, которое должно быть свободным и независимым, не отчитываться перед администрацией вуза, иметь собственный бюджет, в т.ч.рекламный. Оно должно быть флагманом студенческой жизни, первым рассказывать о самых крутых стендах, освещать жизнь лучших и самых активных студентов, пробовать новые форматы, поднимать острые темы и вообще быть как Юра Дудь в лучше годы. К сожалению, так бывает очень редко. Когда я учился, доступ к оборудованию у простых студентов МЖ был сильно затруднен бюрократическим препонами, надо было подписывать кучу бумаг, чтобы взять камеру под личную ответственность. Когда я перешел учиться в Вышку, я был удивлен тем, что там любой студент медиафака мог забронировать студию или монтажку, взять камеру, штатив, петли для съемки под честное слово. Доверием никто не злоупотреблял, но зато это давало такой выхлоп в плане творчества, до которого МГИМО тогда было очень и очень далеко. Как в Alma Mater обстоят дела сейчас в этом плане, я не знаю, но надеюсь, что гораздо лучше. Хотя по сути сейчас всё можно на 99% делать своими силами, без всяких там бюджетов и грантов. Да и тогда, по большому счету, можно было – взяли две камеры, уселись в аудитории, поговорили на 20 минут на острою тему, смонтировали за вечер – вот тебе и ток-шоу. И просмотров, я уверен, было бы в десятки раз больше. Но тогда в 2011 году нам это казалось слишком просто. Куда круче выиграть грант в Эндаументе, позвать группу ученых мужей с кучей титулов и на пафосе рассуждать о судьбах Отчизны. Такая у нас была психология. 

– Когда и почему Вы перестали заниматься студенческим телевидением?
После «второго сезона» ток-шоу «Наше мнение» решили закрыть и «дать дорогу молодым» – первокурсникам. Еще какое-то время я пытался делать студенческие новости для Студсоюза, но зубрежка немецкого, стажировки и личная жизнь съедали всё мое время, так что на дальнейшее развитие этого направления ресурсов не осталось. Да и единомышленников у меня не было. Помню, я расклеил по всему универу объявление с предложением создать новостную программу, на мой призыв откликнулись 2 человека, мы стали с ними снимать сюжеты. Самым популярным получился сюжет про первый снег, мы спародировали взорвавший интернет ролик «Язь»: «Вот он, вот он, снег, здоровенный, красотища!» Но потом всё как-то быстро кончилось. После второй или третьей съемки один из двоих партнеров забыл в маршрутке дорогой штатив, купленный на деньги Эндаумента и слился, а второй быстро переключился на тему PR и тоже от телевизионных дел отошел. 

– Как опыт работы над ток-шоу пригодился Вам в будущей работе?
– Я многое понял про продюссирование, съемки, редактуру монтажа, работу ведущего и тому подобные вещи. На какое-то время это стало серьезным плюсом в портфолио, пока не появились более интересные проекты. В целом я оцениваю этот опыт весьма положительно, хотя, естественно, сейчас всё делал бы совершенно иначе. 

– Как Вы думаете, с чем связан подъем в работе студенческих СМИ в 2010-х годах и меньший интерес к такому виду деятельности сейчас?
– Я не особо следил за тем, что делают СМИ в других вузах, поэтому по поводу общей картины не скажу. В МГИМО особого подъема не было, я бы сказал, что наоборот, подъем есть сейчас – любой может взять телефон и делать своё карманное СМИ, и никакой вузовский департамент не сможет тебе указывать, о чем писать и что снимать. 

– Что бы Вы посоветовали снимать студентам сегодня? На какие темы, в каких форматах, с кем?
– Новости, ток-шоу и интервью по-прежнему актуальны, надо придумывать свои фишки, которые будут отличать от остальных, и выбирать темы, которые волнуют всех – деньги, успех, секс, наркотики, политика, бизнес, и так далее. Снимать на коленке веб-сериалы, вайны, влоги про общажную жизнь, там такие персонажи обитают, что никакому ТНТ не снилось. Придумывать разные провокации, вирусное видео, анонимные агитки и информационно-образовательный контент. Как я люблю говорить, всё дозволено, ничего не гарантировано. 

– Чем Вы занимаетесь сейчас?
– Сейчас я работаю сценаристом-креатором на YouTube-канале о бизнесе «Трансформатор», делаю свой онлайн-курс по креативу, пишу сериал для ТВ-3, преподаю в ВШЭ драматургию и веду 2 Телеграм канала – @storytellerscorner и @cultpop. Подписывайтесь!

Вопросы задавала Майя Гумбатова