Великое уравнение В.Орехова / 2015

Недавно вышла в свет книга молодого талантливого автора, учившегося на курс старше на моем факультете в МГИМО, Виталия Орехова. Называется «Хроники Эрматра». Я прочитал, ниже рецензия на произведение в виде вопросов и ответов. Всё очень субъективно, возможны спойлеры.

Что это? – Это интеллектуальный роман в необычном жанре на стыке мистического реализма и альтернативной истории. При прочтении надо учитывать, что книгу написал: а) выпускник МГИМО, МИДовец, прекрасно разбирающийся в мировой истории; б) человек, свободно владеющий немецким и любящий Германию; в) человек, в котором свободно уживаются «физик» и «лирик». Если первых два фактора помогали мне читать и понимать – я тоже люблю историю, международные отношения, и немцев, которых в романе просто дофига, - то последний фактор мне мешал в силу моего гуманитарного склада ума. Когда герои вдаются в долгий и очень умный спор, напичканный такими прелестями, как «бозон Хигса», «тригонометрия момента» или что там ещё, мозг мне говорил: «Окей, дальше без меня», и я пролистывал, улавливая лишь общую мысль. Так что, будущие читатели романа, отнеситесь с пониманием и будьте готовы.

О чём книга? – Это как сериал «Lost» - чтобы понять суть, надо рассказывать с конца, но тогда будет не интересно читать с начала, пропадет интрига. Поэтому вкратце. Основное действие «Хроник» происходит в альтернативной версии нашего мира с конца 19 века по 2035 год. В этом мире существует таинственное микрогосударство Эрматр, обогнавшее весь остальной мир в развитии на целый век. Резидент этого государства по фамилии Фраппант (привет немецкой кафедре) путешествует сквозь время и пространство и вмешивается в ход мировой истории, корректируя его и спасая человечество от гибели. Книга разбита на миниатюрные главки, которые очень удобно прочитывать в промежутках между станциями московского метро. Каждая главка посвящена какому-то конкретному событию в мировой истории и дается от лица человека, определившего дальнейший ход истории. Страна, человек и событие практически каждый раз разные, некоторые персонажи встречаются два, максимум три раза, их всех воедино связывает герр Фраппант, который на самом деле… Вот этот момент мне, кстати, понравился, так что читайте. Основной месседж, как мне удалось его считать – случайности неслучайны, вся ткань истории представляет собой одно сложнейшее уравнение, которое можно не только рассчитать и предсказать будущее, но и изменить его, повлияв в тот или иной момент на жизненно-важное решение одного конкретного человека. 

На что похоже? - Роман постмодернистский, это проявляется, прежде всего, в старом добром POV и скачущей от главы к главе стилистике. Вот несколько произведений, привкус которых я ощутил, читая «Хроники» - «Трудно быть богом», «Сто лет одиночества», «Атлант расправил плечи», «Финансист» и вообще Драйзер, «Облачный атлас», «Улисс» и ещё что-то из попсовых романов об альтернативной истории, которые продают у метро на книжных развалах. Еще одна характерная особенность романа - автор работает с текстом по законам видео монтажа и с мастерством настоящего режиссера-постановщика "склеивает" разные сцены между собой, следуя заветам великих Лени Рифеншталь и Льва Кулешова. 

Чем цепляет? – В книге полным-полно аллюзий и реминисценций как на литературные произведения, научные открытия и теории, так и на реальные исторические события, произошедшие в нашем мире. Читатель по сути, листая «Хроники», читает две книги – роман Орехова и учебник истории, зазубренный в школе или в институте. Те, кто с историей не дружит да и знакомство с классической литературой закончил на «Му-му», не поймёт в книге ни чёрта, если только не будет после каждой главки раскрывать Википедию и тратить кучу времени на расшифровку «пасхалок», которые автор столь щедро разбросал на страницах своего творения. С одной стороны, это огромное удовольствие, когда ты вдруг обнаруживаешь, что понял, о чём идёт речь и на что намекает автор. С другой, такое случается только в 50% случаев, в остальные разы ты понимаешь, что в той или иной фразе зашифрован важный смысл, но ты его не понимаешь и упускаешь часть содержания, отчего начинаешь сердиться на автора и его снобизм. 

Что раздражает? – Этот-то непомерно высокий интеллектуальный ценз, который задал автор, и бесит, если честно. На обложке надо было писать «Для выпускников МГИМО и истфаков». Иногда автор попросту хулиганит – например, есть глава, где половина текста написана тупо по-немецки. И никаких сносок. Ладно, я немецкий знаю и могу немного покайфовать, но что делать всем остальным, кто учил испанский или французский, заливать всё это в гугл переводчик?! Это во-первых. Во-вторых очень утомляет однообразие глав, они все построены по одной схеме. На фоне определенного исторического события (война, революция, разрядка и т.п.) живет и действует некий Х. Откуда ни возьмись появляется господин в белом плаще, произносит монолог о роли личности в истории, мы понимаем, что это Фраппант. Потом он таинственно исчезает, Х немного в шоке, принимает некое судьбоносное решение, ход истории смещается, после чего Х бросает всё и уезжает в Эрматр. Подробности варьируются, но канва примерно такая. По мнению автора, в конце у нас должен сложиться некий пазл, Великое Уравнение, от чего мы офигеем и скажем «Ну даёт!». Проблема в том, что этого не происходит, читатель (в данном случае я) устало закрывает книгу и говорит себе: «Окей, наконец это закончилось». Это происходит не потому, что читать не интересно, наоборот, автор очень увлекательно и образно пишет, вживается в каждого персонажа, правдоподобно воспроизводит атмосферу каждой эпохи, но это всё фантики, которые перестают работать на фоне общей драматургической однообразности. 

Автор очень своеобразно подходит к принципу Чеховского ружья, оно у него стреляет, но как-то совсем не так, как мы привыкли, оно стреляет через поколения. Это делает все произведение, как у Маркеса, одной бесконечной каруселью одинаковых лиц и событий, которые мы начинаем различать исключительно по положению во времени и на карте мира. Только мы успеваем влюбиться в одного персонажа и проникнуться атмосферой, как глава заканчивается, и мы больше никогда к нему не возвращаемся. После 10 глав мы устаем влюбляться и уже хладнокровно, без эмоций встречаем очередного судьбоносного гения истории, зная, что его сейчас «обработает» Фраппант. В итоге образы персонажей размываются и превращаются в числа и переменные уравнения, которое решает автор, и плевать он хотел на их личные переживания, ему важнее красивая картинка в конце и ощущение равновесия от воздвигнутой конструкции. Увы, это не драматургия, а цирк, когда акробат нагромождает кучу катушек и балансирует на них, стоя на тонких ходулях и жонглируя цветными шариками. Мы восхищаемся поразительной ловкостью и мастерством трюкача, громко аплодируем, но выйдя из зрительного зала, сразу же забываем о зрелище, так как за всей этой чехардой не успели по-настоящему проникнуться и испытать катарсис.

Вывод: если вы считаете себя умным, вы знаете немецкий на уровне не ниже В2, вам нравятся сложные конструкции, разгадывание исторических загадок, вы без ума от физики и математики, то «Хроники Эрматра» для вас. Если хотя бы один из этих критериев не соблюден, вы споткнетесь, упадёте, и вас затопчут переменные Великого Уравнения автора, как это произошло со мной.

#рецензия #орехов