Волшебный помощник 12.22-03.23 - Итоги

КОРОТКО ОБО МНЕ

Итак, сперва для тех, кто меня не знает, коротко расскажу о себе. Меня зовут Ярослав Туров, мне 30 лет, я живу и работаю в Москве. Родился и вырос на Дальнем Востоке в городе Благовещенске. Окончил бакалавриат МГИМО (международная журналистика) и магистратуру НИУ ВШЭ (медиапроизводство в креативных индустриях). Начинал свой карьерный путь как журналист, работал автором в прессе и на телевидении (НТВ, Ю, Пятница), ассистентом продюсера в рекламной продакшне, сценаристом нескольких YouTube-каналов о бизнесе (VDT, Трансформатор, Оскар Хартманн), редактором сериалов в кинокомпании ГМП КИТ, нарративным дизайнером в Nexters. Попробовал себя практически во всех видах медиа контента. В 2022 году на Okko вышел мой дебютный сериал “Лэйт Найт Скул”, драмеди про подростков, обсуждающих свои проблемы в формате самодеятельного ток-шоу. 

Также я прошел множество разных курсов по драматургии, маркетингу, нарративному дизайну и другим дисциплинам, связанным с производством контента. Подробнее о моих проектах, карьере и образовании можно почитать у меня на сайте: http://yaroslav-turov.ru/about.html 

Параллельно с основной работой с 2017 по 2020 год я преподавал основы драматургии на втором курсе факультета медиа коммуникаций НИУ ВШЭ и сформировал за это время свой подход к обучению сценарному мастерству. Мне нравилось преподавать, работать со студентами, некоторые наши занятия приводили к совершенно неожиданным инсайтам и ярким эмоциям. Но постепенно я начал замечать, что с каждым следующим годом я всё более рутинно подхожу к занятиям. Возможностей для трушного контакта с учащимися становилось все меньше, особенно в 2020-м году, когда из-за локдауна я полностью вёл курс удалённо в Zoom и почти не видел лиц своих студентов. Поэтому дальше я взял паузу в преподавании, чтобы оно окончательно не стало рутиной, и сосредоточился на сценарной практике. Однако мой интерес к преподаванию никуда не делся, и вскоре я решил возродить его в новом виде.

В середине 2022 года я решил попробовать такую вещь, как бесплатные сценарные консультации. Раз в неделю я созванивался на час с кем-то из коллег, которые откликнулись на мое предложение, помогал им идеями и обратной связью по их проектам. Ожидаемо это дало мне много позитива, энергии и нового опыта. Почитать отзывы коллег по нашим созвонам можно здесь по ссылке

Ближе к декабрю 2022 года мне пришла мысль, почему бы не попробовать структурировать этот опыт и сделать из него платную образовательную программу. Мне не очень хотелось снова принимать менторскую позу, играть роль препода за кафедрой, как в вузе. Куда больше мне нравилось ощущать себя таким помощником, который дает другому человеку силы и инструменты для решения текущих задач по сценарию. В структуре волшебных сказок по В.Я.Проппу есть такой персонаж-функция как “волшебный помощник”  —  это человек, животное и одушевленный предмет, который так или иначе помогает протагонисту на его пути к цели. Баба Яга, дающая Ивану Царевичу меч-кладенец, печка или яблонька, спасающая сестрицу Аленушку от гусей-лебедей и так далее. Отсюда, собственно, и родилось название программы.

 

КАК ПРОХОДИЛ "ВОЛШЕБНЫЙ ПОМОЩНИК"

Для начала я провел парочку открытых созвонов  —  мастер-класс по креативу и Q&A-сессию. На мое предложение поработать в рамках программы откликнулось трое желающих  —  режиссер из Минска Дмитрий, молодой сценарист Никита и специалист по PR Мария. 

Вместе мы наметили следующий план  —  до конца декабря работаем над концептом, потом весь январь у нас уходит на сценарную заявку и синопсис, а потом весь февраль  —  на написание пилотной серии. Также в начале программы я дал им доступ к своей базе учебных материалов и записям моих лекций, которые я читал до этого студентам.  

Работа у нас делилась на три части: 

1) Коллективные созвоны раз в неделю на 1,5-2 часа, обычно вечером в среду. Тут мы совместно разбирали возникшие вопросы, я давал теоретический материал по некой спонтанно выбранной теме, а также мы обсуждали заранее прочитанный сценарий пилотной серии того или иного сериала. Так нам за 2,5 месяца удалось прочитать и обсудить сценарии сериалов 1703, Вампиры средней полосы, Измены, Нереалити, 13 клиническая, Мир дружба жвачка, Лэйт Найт Скул, Капельник и Одни из нас. Пользу от такого опыта трудно переоценить.

Пример теоретической части созвона о работе с заявками  —  ссылка.

Пример моего разбора пилота сериала “1703”  —  ссылка

2) Индивидуальные созвоны на 1 час раз в неделю. За это время мы успевали отследить и обсудить весь прогресс по выбранному проекту, я давал каждому участнику обстоятельную обратную связь по истории и помогал накреативить новых идей, определиться с дальнейшей стратегией. Помимо чисто технических моментов, мы также прорабатывали разные психологические блоки, мешавшие участникам двигаться к цели.

3) Самостоятельная работа. Здесь всё понятно, участники сами выбирали удобное время для разработки концепта, заявки и сценария, а потом скидывали результат мне в личку или в общий чат. 

Изначально я понимал, что разработкой проекта можно заниматься бесконечно, поэтому сразу наметил, что программа закончится на первой неделе марта 2023 года, на какой бы стадии у кого ни находился проект. В итоге время пролетело очень быстро, по факту его оказалось сильно меньше, чем требовалось — всё из-за новогодних и февральских праздников. Во время работы над “Лэйт Найт Скул” я привык работать в “режиме берсерка”, писать получасовые серии за 2-3 дня, делать большие заявки с 1-2 заходов, и неосознанно ожидал такого от участников, что было весьма наивно с моей стороны. Оказалось, что у каждого совершенно разный уровень и темп работы, уровень запросов к качеству своего материала, поэтому двигаться с такой бодрой скоростью, которую я считал “рыночной”, у нас не получилось. 

Совершенно неожиданным для меня стало то, что участники несколько раз разочаровывались в собственных идеях, которые мы вместе досконально прорабатывали, утверждали и признавали, что они хорошие и рабочие. Вот придумал человек классный концепт, и я уже вижу в голове по нему готовый сериал, мы наметили план, начинаем работать  —  и вдруг идея перестаёт человека драйвить, на ровном месте. Мы созваниваемся, начинаем обсуждать, пытаемся нащупать, что не так —  приходим к новому варианту, человек снова зажигается, прорабатывает уже его  —  и все повторяется вновь. С таким я раньше не сталкивался, потому что как-то привык не бросать собственные идеи и верить в них, хотя бы до момента, пока я не оформлю их в заявку или какой-то текст. Но все люди разные, и в будущем я собираюсь это учитывать. 

Из-за подобных казусов полноценно к работе над заявками мы подошли только к началу февраля и, конечно, за месяц довести проект до идеала получилось не у всех. По-хорошему, в плане надо было заложиться ещё и на март, но тогда пришлось бы менять условия изначальных договоренностей.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

Таким образом, результаты у команды участников вышли следующие: 

- Никита взял небольшой отпуск и написал первый драфт пилотной серии сериала под названием “Впереди только счастье”. Он показался мне довольно удачным. По жанру это такой подростковый роуд-муви с элементами комедии, мелодрамы и приключений. По сюжету подросток Рома, сын хозяйки придорожной гостиницы, и девочка-бродячий музыкант по кличке Иголка отправляются в путешествие через Россию к Байкалу, переживая по пути разные истории. Главная удача Никиты  —  это лёгкая приятная атмосфера, которую ему удалось почувствовать и передать в тексте. Тут нет какой-то жести, агрессии, страха  —  наоборот, Никита старательно выстроил эмоциональный фон из заботы, уюта, милой романтики и доброго юмора, чего очень не хватает сейчас нашей индустрии. Если когда-нибудь этот сериал увидит свет, я уверен, это будет весьма приятное и полезное для души зрелище. Прочитать пилот Никиты можно по ссылке.

- Дмитрий решил писать подростковое драмеди “Питомцы” про ребят, которые спасают попавших в беду домашних животных и расследуют запутанную историю беглого пса породы хаски по кличке Дурак, который в итоге выводит их на людей, которые незаконно проводят жестокие эксперименты над животными. По атмосфере этот проект похож на сериал “Мир, дружба, жвачка”  —  в нем есть место достаточно тёмным и мрачным вещам, но так как это всё подается глазами подростков, и это история про настоящую дружбу, общее ощущение остается светлым и позитивным. Я верю, что однажды этот проект тоже найдет своего продюсера и зрителя. К сожалению, Дмитрий не успел написать полноценный пилот в диалогах, но зато сделал презентацию, заявку и поэпизодник пилота

- Мария написала достаточно неплохой пилот черной комедии с элементами мистики про женщину, которая работает в морге и делает телам умерших людей макияж перед захоронением, параллельно общаясь с ними так, как будто они ещё живы. Получилось атмосферно и местами забавно, но Марии не хватило времени на полноценную доработку, поэтому она попросила не выкладывать сценарий до тех пор, пока она не доведет его до ума. Что ж, Мария, ждём и желаем, чтобы всё получилось.

По всем трем проектам после завершения программы я дал подробные отзывы и инструкции, как их следует доработать. Если ребята пришлют мне новые драфты, и их качество будет на уровне, я с радостью помогу им связаться с редакторами и продюсерами, кого это потенциально может заинтересовать.

Здесь можно посмотреть финальный питчинг проектов от Никиты и Дмитрия  —  ссылка.

А здесь  —  подробная обратная связь мне от участников по всей программе – ссылка. Спойлер: все остались довольны)

 

ВЫВОДЫ

Получилось очень круто, несмотря на то, что многие вещи я не учёл. Но это лишь значит, что дальше будет только лучше. :)

Я понял, что “Волшебный помощник”  —  программа не для новичков, а для авторов, у которых за плечами уже есть теоретическая база и определенный опыт. Поэтому на старте нового потока я буду проводить с желающими приять участие небольшую беседу-знакомство, чтобы понять, насколько полезно и комфортно им будет в процессе.

Два с половиной месяца мало для разработки качественного сериала с пилотом, поэпизодником и заявкой. Такая работа требует серьезного вложения сил и времени с моей стороны, и я даже рад, что на первый поток набралось три человека, а не больше. По ощущениям, пока что это именно то число людей, которым я могу качественно давать свое внимание без ущерба для всего остального. Поэтому в следующем потоке “Волшебного помощника” будет 3, максимум 5 мест, а не 10-15, как я изначально планировал. 

Чтобы было комфортно оплачивать участие, я собираюсь попробовать сделать “подписочную” систему, где каждый участник будет платить не всю сумму сразу, а оплачивать только за месяц, что позволит ему оставаться в программе столько, сколько нужно для завершения работы над пилотом, а также выйти из программы в любой удобный момент. Думаю, что пока это будет сумма в 10 тысяч рублей в месяц с человека за 4 индивидуальные и 4 коллективные встречи. 

Если вы сценарист с определенным стажем, и вам нужен креативный помощник, редактор, преподаватель и коуч в одном лице для работы над вашим проектом (фильм, сериал, роман и пр.), а также если вы хотите принять участие в сценарной группе и раз в неделю собираться для обсуждения топовых сценариев, я приглашаю вас принять участие в новом потоке “Волшебного помощника”! 

Напишите мне в личку, мы свяжемся и обсудим условия.

До встречи на программе! 

 

Ярослав Туров

+7-903-231-05-87

@JaroslawTurow 

yaroslav-turov@mail.ru